В процессе выбора металлопластикового окна все мы сталкиваемся с ситуацией, когда за одно и тоже по размерам окно разные продавцы металлопластиковых окон просят совершенно разную цену. Не очень искушённый в тонкостях вопроса Заказчик справедливо недоумевает, не понимая, чем же обусловлена такая разница в цене? И далеко не всегда продавец может внятно и квалифицированно объяснить ему, отчего его цена за металлопластиковое окно высока или, наоборот, низка.
Попробуем в этой статье по возможности, буквально попунктно, рассказать о факторах и обстоятельствах, которые могут влиять на цену металлопластикового окна.
Профиль, из которого изготавливается окно.
Обычно именно этот фактор (тип, марка пластикового профиля) приводится в качестве основного аргумента, который якобы определяет высокую (дорогой профиль) или низкую (дешёвый профиль) стоимость металлопластикового окна. На самом деле, это верно лишь отчасти. Пластиковый профиль представляет из себя лишь одну, и не самую большую в процентном отношении, составляющую стоимости готового окна или двери. Металлопластиковая конструкция, кроме пластикового профиля, состоит ещё их множества элементов (стальной армировочный профиль,; фурнитура, которая сама по себе состоит из большого количества элементов; стеклопакет, который тоже является сложным изделием; уплотнительные резинки; угловые и имполстные вставки, которые вообще не видны потребителю: подставочный профиль). Кроме того, стоимость окна состоит не только из стоимости самих элементов, деталей и расходных материалов, но и из заработной платы, которую получает рабочий на его сборке, из стоимости цехового оборудования, транспортных, накладных, организационных, рекламных и монтажных расходов… На фоне этого перечня стоимость одного лишь пластикового профиля не может являться определяющей для итоговой цены, а забегая немного вперёд, хочется сказать, что и для качества окна вид и марка профиля не имеют большого значения, поскольку пластиковый профиль – это, при всей его важности, всё же всего пластиковый элемент, который имеет примерно одни и те же потребительские свойства, какое бы клеймо какой торговой марки на нём не стояло бы. Любая торговая марка предлагает в общем и целом – неплохие профиля, разница в итоговом качестве окна определяется не видом профиля, а – культурой производства в цеху в первую очередь, правильным подбором рабочих кадров, хорошим оборудованием, системой контроля качества и качеством комплектующих, используемых для производства окна. Разница между стоимостью различных профилей невелика, однако же – является фактором, который итогово увеличивает или уменьшает стоимость окна на несколько процентов. Этот фактор (использование более дешёвого профиля) на потребительские качества окна практически не влияет.
Армировочный профиль.
Очень важный конструктивный элемент окна, обеспечивающий жёсткость окна в целом и штатную работу фурнитуры. В норме это должен быть стальная оцинкованная квадратная труба с толщиной стенки 1,2 мм, допускается П-образный профиль. Он расположен внутри пустотелого пластикового профиля и – не виден потребителю. В сущности, многие Заказчики могут и не догадываться о том, что внутри пластикового профиля спрятан ещё один, стальной. Отсюда понятен способ удешевления металлопластикового окна – армировочный профиль можно установить неоцинкованный, можно уменьшить толщину его стенки (известны случаи, когда в качестве армирования ипользуются профиля с толщиной стенки даже 0,3 мм, фактически это просто жесть), можно ставить уголки вместо П-образного сечения, можно деревянные брусья, можно даже (на небольших окнах) вообще обходиться без армирования. Суммарно эти мероприятия могут дать ещё несколько процентов экономии – конечно, за счёт ухудшения потребительских свойств окна. Чем меньше жёсткость металлопластикового окна, тем больше проблем с нормальной работой фурнитуры, а при застеклении нежёсткими окнами значительных площадей (например, на балконах) – и проблем со стеклопакетами, вплоть до их растрескивания из-за температурных, силовых (под нагрузкой) и ветровых деформаций профиля. Если же профиль установлен не оцинкованный, то он довольно быстро корродирует, так как внутри профиля постоянно есть конденсат. Следствия коррозии (а значит, и разбухания армировочного профиля, увеличения его поперечного сечения за счёт окислов) могут быть различными – разрушение самого армировочного профиля и снижение из-за этого жёсткости конструкции; закрывания продуктами окисления возможности для конденсата нормально вытекать через специальные дренажные отверстия внизу окна, что ведёт к накоплению воды внутри профиля, её замерзанию зимой, а замёрзшая вода, расширяясь, может порвать или деформировать пластиковый профиль, приводя всё окно в нерабочее состояние. Деревянные бруски в качестве армирования – тоже не лучший вариант, ибо дерево подвержено влажностным деформациям, кручению и гниению, что может привести не только к некорректной работе фурнитуры, но и с появлению грибка и нежелательных запахов в помещении. Таким образом, данный фактор (манипуляции с армировочным профилем для его удешевления) довольно сильно влияет на потребительские качества окна.
Фурнитура.
Фурнитуры бывают очень разными по цене и, соответственно, по надёжности. На многом можно экономить при изготовлении металлопластикового окна, но на фурнитуре лучше не экономить. Дешёвые фурнитуры, особенно "ноу брэнд" - это прямой путь к постоянным регулировкам, посторонним шумам при открывании окна и даже довольно быстрому разрушению фурнитуры, потому что далеко не всегда металл на дешёвых и крайне дешёвых фурнитурах обработан надлежащим образом. Он может быть даже неоцинкованным, что категорически не допускается для оконной фурнитуры. Экономия на фурнитуре – однозначно экономия во вред нормальной работе окна.
Стеклопакет.
Стеклопакет состоит из нескольких элементов: стекла, дистанционной рамки и герметика.
Стекло бывает разных классов, маркируется от М1 до М5. М1 – самое дорогое и самое прозрачное стекло с наименьшим количеством пороков (количеством пузырьков воздуха и посторонних включений на погонный метр листа стекла); М5, соответственно, самое дешёвое, но и самое мутное, с наибольшим количеством пороков. Однако же, откровенно говоря, разницу между ними сразу не так просто заметить, особенно учитывая то, что окно устанавливается часто не совсем чистым, в не до конца отремонтированном помещении, где всегда есть пыль и грязь… С другой стороны, из практики – мало кто из оконщиков использует для изготовление стеклопакетов стекло класса М5, поскольку оно из-за большого количества пороков очень хрупкое, и при порезке даёт много отходов, что сильно усложняет работу с ним и в итоге не даёт никакого экономического эффекта. Обычно всё же используется стекло классов М2 – М3 – это оптимально по соотношению цена-качество для производителя и вполне приемлемо по внешнему виду и для потребителя. Да, конечно, в основном все продавцы по маркетинговым соображениям заявляют, что у них стекло класса М1, и это даже часто и бывает именно так, однако же – замена его на М2 или даже М3 вполне допустимо по потребительским качествам.
Дистанционная рамка, (если на ней нет явно видимых деформаций или ржавчины) – элемент, замена которого никак не влияет на корректную работу окна. Если к внешнему виду рамки нет претензий, то совершенно не имеет значения, какого она типа или марки (конечно, если внутри дистанционной рамки имеются гранулы-осушитель, но их отсутствие становится заметно очень быстро по конденсату, который выпадает между стёклами)
Герметик. Это очень важный элемент стеклопакета, на котором экономить не рекомендуется. От его правильного подбора зависит надёжная и долгая герметичность стеклопакета. В качестве герметика первого герметизирующего слоя, обеспечивающего герметичность межстекольного пространства, применяют полиизобутиленовые герметики (бутилы). Для второго герметизирующего слоя, придающего стеклопакету прочностные свойства, применяют полисульфидные (тиоколовые), полиуретановые или силиконовые герметики. В стеклопакете основные функции герметизации выполняет первый герметизирующий слой на основе бутила. Основное назначение вторичного герметика, после герметизирующего, снижение механических нагрузок на первый слой герметизации при изменении объёма стеклопакета в связи с изменением температуры и давления воздуха. Иногда у некоторых производителей возникает соблазн съэкономить на герметике и использовать вместо него, например, липкую ленту (но не только). Липкие ленты выполняют функции механического соединения стекла с дистанционной рамкой, но функций герметика первого герметизирующего слоя не выполняют. Лента не задерживает проникновения влаги внутрь стеклопакета. Поэтому применение липких двухсторонних лент — грубое нарушение технологии изготовления герметичного стеклопакета.
Общая культура производства окна, оборудование цеха.
Фактор, который очень сильно влияет на качественную и надёжную работу окна. Окно, собранное, условно говоря, в гараже, "на коленке" (а возможно и такое) всегда будет дешевле окна, собранного в современном цехе, на автоматизированной линии, с выполнением всех технологических операций, адекватными рабочими, которые получают достойную зарплату, под руководством квалифицированного менеджмента. Зато и работать окно, собранное в таком цеху, будет долго, и долго будет радовать своего покупателя.
Брэнд, торговая марка профиля.
Этот нематериальный фактор довольно сильно влияет и на стоимость, и, как ни удивительно, на общее качество окна. Окна, сделанные из профилей известных торговых марок, имеющих долгую историю, которые активно рекламируются, в том числе и на телевидении, будут, возможно, при прочих равных условиях, несколько дороже окон, собранных из профилей малоизвестных торговых марок, которые постоянно массово появляются и столь же массово и довольно быстро уходят с рынка, однако потребитель, купивший окно из профиля известного брэнда, получает ряд преимуществ. Например, представительство фирмы Rehau в Украине (как, впрочем, и ряд других известных фирм) проводит политику постоянного мониторинга производителей, которые закупают у неё профиль, "ведёт" этих производителей, бесплатно обучает их персонал, следит за тем, чтоб технологии сборки окон в цехах производителя соответствовала хотя бы минимальным требованиям, предъявляемым фирмой Rehau к сборочному цеху металлопластиковых окон. В конечном итоге покупатель, остановивший свой выбор на окне из профиля известного, крупного брэнда, может быть уверен, что, по крайней мере, его окно не будет откровенно плохим, и будет сделано хотя бы с минимальным соблюдением технологии сборки.
Гарантии, позиционирование, история, репутация компании-продавца на рынке.
Понятно, что при прочих равных условиях окно, заказанное у компании, которая только-только пришла на рынок и пытается низкой ценой завоевать свою нишу, или у частного предпринимателя, у которого нет практически вообще никаких накладных расходов, будет несколько дешевле (но, кстати, не всегда), чем у компании, имеющей долгий и успешный опыт работы, и продающей окна без откровенного демпинга. Это тот фактор, который каждый покупатель анализирует для себя сам и принимает решение сам, тут не может быть общих советов. С одной стороны, давно известно, что сладость низкой цены уходит тогда, когда приходит горечь плохого качества или отсутствия реальной гарантии, когда продавец отказывается решать возникшие проблемы или просто продавца в случае каких-либо проблем с окном невозможно найти, с другой же стороны, конечно же, экономия средств именно сейчас – это всегда очень важно, особенно в случае большого ремонта, когда разных расходов очень много…
Выводы:
В качество общего вывода, наверное, можно сказать, что, как всегда и во всём, оптимальнее всего выбирать золотую середину. Далеко не всегда высокая цена является автоматическим залогом абсолютного качества, однако почти всегда самая низкая цена на окна несёт в себе некие скрытые риски, поэтому, наверное, самое правильное поведение при выборе металлопластикового окна – найти компанию с большим опытом работы, расспросить её подробно обо всём, а потом – хорошенько поторговаться )))) Таким образом есть шанс получить хороший товар по вполне приемлемой цене.
Автор статьи - Позняк Игорь Федорович, директор фирмы "Норма-С"
Ещё статьи